Действуем без промедления: вывод на рынок минимально жизнеспособного продукта

Действуем без промедления: вывод на рынок минимально жизнеспособного продукта

Действуем без промедления: вывод на рынок минимально жизнеспособного продукта

В мире ИТ-стартапов конкуренция растет день ото дня. Здесь крайне важно предоставить потребителям то, что решит их проблему, причем сделать это раньше других. Но в гонке за лидерство важно найти баланс между качеством продукта и скоростью его вывода продукта на рынок. Решая эту проблему, Фрэнк Робинсон (исполнительный директор компании SyncDev), разработал концепцию MVP (minimum viable product - минимально жизнеспособный продукт). Позже ее подхватили и сделали всемирно известной американские предприниматели Стив Бланк и Эрик Рис.

В этой статье мы поговорим о том, как правильно действовать при знакомстве потребителей со своим минимально жизнеспособным продуктом.

Чем хорошо минимализм на старте бизнеса?

Все больше отдельных стартапов и проектов крупных ИТ-компаний, являющихся сторонниками MVP, в условиях ограниченных ресурсов (время, финансы, технологии) выпускают продукт-прототип, обладающий минимально достаточными функциями для решения базовых задач потребителей. Собрав обратную связь от первых пользователей, они дорабатывают «исходник» или ищут кардинально иное решение, если продукт оказался не нужен рынку.

Так они экономят время и деньги, а нередко и спасают свой бизнес от разорения, ведь огромное количество (4о и более %) стартапов казались «в пролете» потому, что их, казалось бы, совершенный и тщательно проработанный продукт, не нашел ожидаемого отклика у клиентов.

Согласно исследованиям The Standish Group, 64% пользователей обходятся базовыми функциями, не используя дополнительные фишки в различных приложениях, платформах и программах. Получается, на старте продукта зачастую нет смысла вкладываться в разработку и настройку специальных возможностей – их можно предлагать, когда клиент уже освоился с простейшей формой продукта. Итак, путь MVP - сначала протестировать «базу», понять, что нужно клиенту, и только потом двигаться дальше.

Этап 1. Проверьте с помощью прототипа одну и только одну из своих гипотез

Определитесь с проблемой - «болью» клиента, которую способен устранить ваш минимальный продукт. В теории, это должно быть максимально действующее «обезболивающее», чтобы потребитель даже не думал его на что-то променять.

К примеру, приложение Uber, которое фактически, тоже выводилось на рынок в виде MVP, решало базовую проблему быстрой и удобной связи пассажиров и водителей: машина вызывается простым нажатием кнопки. Дополнительными фишками сервис «оброс» уже в процессе оказали услуг тысячам клиентов.

Этап 2. Оптимизируйте масштаб проекта

Если есть внешние причины, задерживающие вывод продукта, попробуйте отказаться на первом этапе от повышенной автоматизации и сократите масштаб MVP. Скорее всего, этого будет достаточно, чтобы сместить фокус на решение имеющейся проблемы и откроет вашему продукту дорогу к первым потребителям.

MVP имеет право быть не на 100% инновационным и совершенным (это будет достигнуто позже), сейчас главное, чтобы он принял участие в гонке и дошел до клиента первым.

Этап 3. Посмотрите на продукт глазами клиента

Продумайте, насколько удобно и практично пользоваться продуктом сейчас и что можно будет внедрить чуть позже, но, по возможности, минимальными техническими и финансовыми средствами. К примеру, платформе-купонатору Groupon на первом этапе вывода MVP важно было состыковать компании, предлагающие товары и услуги со скидками, и клиентов, готовых приобрести купоны на эти офферы. Далее встал вопрос оценки предоставленных услуг, условий возврата за отмену со стороны клиенты или некачественный сервис – с стороны исполнителя и т.д. Стартап должен быть готов быстро отреагировать на обратную связь и предложить решение возникшей проблемы.

Этап 4. Концентрируйтесь на критически важных ошибках

Лучшее – враг хорошего. При выпуске нового продукта есть риск увязнуть в «шлифовке» деталей и проработке возможных «косяков». В любом случае, невозможно предугадать всего и «постелить соломку» на каждом шагу. Будьте готовы, что-то пойдет не так и спокойно реагируйте на это. Оперативных решений требуют только критически важные недочеты (например, сохранность данных клиентов), а проработка мелочей вполне может подождать.

Этап 5. Запустите пилот на узкую аудиторию

Можно считать MVP генеральной репетицией продукта: сюда следует открывать доступ только для «своих» и особо лояльных клиентов. Ограничьте круг первых пользователей определенными лояльными группами или корпоративными клиентами. Предложите им протестировать прототип и поделиться обратной связью. Такой подход минимизирует риски (в том числе – репутационные) и позволит быстро и без лишнего внимания со стороны общественности устранить обнаруженные ошибки.

Что еще важно не упустить

Не менее важный шаг, чем пять перечисленных выше - проконсультироваться у профессионалов и просчитать финансовую модель молодого проекта. Это позволит учредителям бизнеса подсчитать бюджет и прогнозируемую прибыль, а также, в случае необходимости, привлечь внешнее инвестирование. Ведь разработка и вывод на рынок даже минимально жизнеспособного продукта стоит немалых денег.

«Бизнес Платформа» всегда готова оказать стратапам помощь в расчете финмодели, поиска инвесторов и профессиональной презентации продукта. Мы имеем большой опыт взаимодействия с ИТ-проектами и отлично понимаем, чего ждет рынок и инвесторы от перспективных и инновационных стартапов.

Методом MVP развивались упомянутые выше приложение по вызову такси Uber, сервис скидочных купонов Groupon, видеохостинг YouTube, облачное хранилище Dropbox, мессенджер Snapchat, облачное решение для веб-дизайна UXPin и многие другие известные проекты. При содействии «Бизнес Платформы», возможно и ваш проект скоро пополнит ряды успешных MVP-продуктов.

Источник